Рынок БАДов в России.
Сейчас российский рынок БАДов находится на взлете: спрос на биодобавки и спортивное питание растет на 10-20% за сезон, а в 2023 г. общий объем их продаж составил свыше 27 млрд руб. Причем растет востребованность именно на товары внутренних производителей – рост 22,4% в сравнении с 2,7% у импорта. А в сравнении с 2020 г. рынок вырос в 20 раз.
И согласно данным маркетингового исследования агентства «ROIF Expert» в 2024 г., рост объема российского производства БАД имеет долгосрочный характер, и так и продолжит показывать существенную динамику – по крайней мере, до 2029 г. Что открывает немало возможностей, чтобы выйти на этот рынок, и получить процент от миллиардных продаж.
Причины роста рынка
Помимо распространения тренда на здоровый образ жизни (в том числе в связи с COVID-19 и последствиями пандемии) на рынок БАДов повлияла и экономическая ситуация в РФ.
Санкционные ограничения и уход из России ряда иностранных компаний, привели к тому, что можно назвать импортозамещением iHerb – эта площадка была главным поставщиком биодобавок, и оставшиеся без них потребители стали искать аналоги. Этим смогли быстро воспользоваться российские производители, и на рынок вышли десятки новых продавцов.
Также это стало возможным из-за изменений в законодательстве РФ – с 2021 г. появилась возможность легально торговать биодобавками в интернете. После этого на маркетплейсы вышли даже крупные российские бренды БАД, которые до этого были представлены лишь в аптеках. И только за период 2021-2022 гг. количество продаж добавок возросло на 154%.
То есть, раньше совокупный объем российского рынка БАД формировался, в основном, за счет импортных товаров, но за последние годы производители в России смогли нарастить и значительно укрепить позиции. Как результат – уменьшение доли зарубежных добавок в общем объеме этого сегмента рынка, и нисходящий тренд на их употребление в принципе.
Помимо этого, БАДы и спортивное питание стало гораздо проще произвести – с помощью контрактного производства. Это не требует открытия собственной фабрики и миллионных вложений – есть возможность заказать пробную партию продукции и продать ее на Ozon и Wildberries, а затем использовать полученную прибыль для развития собственного бренда.
Следовательно, основные причины, которые привели к росту рынка БАДов в России – это:
- тренд на ЗОЖ + развитие превентивной (профилактической) медицины;
- уход с российского рынка крупных импортных игроков;
- возможность произвести свою продукцию без многомиллионных затрат.
Благодаря этому число людей в России, которые стали принимать БАДы на постоянной основе, тоже увеличилось, а доля их продаж на маркетплейсах в 2023 г. превысила 80%.
Перспективы рынка
Кроме повышения спроса на БАДы российских производителей покупатели начали делать выбор в пользу более дорогой продукции: продажи упаковок дороже 1000 руб. выросли на 30%. Тогда как продажи биодобавок дешевле 150 руб. показали отрицательный рост: -7%.Такие изменения связаны с тем, что потребители стали считать прием БАДов вложением в свое здоровье, и их интересует, в первую очередь, состав продуктов. Доверия к «премиум-категории» возникает больше – особенно когда речь идет о предупреждении заболеваний.
Плюс увеличивается спрос на биодобавки против стресса (+23%), коллаген (+30), а также пробиотики (+23%). ENDORPHIN – это компания, которая готова на контрактном уровне произвести БАДы и спортивное питание. В соответствии со стандартами GMP, ISO 20000 и требованиями «Халяль», «Кошер», по выгодной цене и в сжатый срок: партия за 7 дней.