×

Что такое контрактное производство?

Может ли компания предлагать товар под собственным брендом, но при этом не производить его? Почему бы и нет. Такая бизнес-модель называется контрактным производством (КП).

Что такое контрактное производство простыми словами? Это форма сотрудничества, когда бренд заключает договор с компанией-производителем на изготовление продукции. При этом заказчику нет необходимости самому создавать предприятие, закупать оборудование, нанимать сотрудников, а в некоторых случаях и продумывать логистику — все это берет на себя партнер-производитель. 

Бренд же выводит продукцию на рынок и реализует ее. Он может расходовать средства не на создание самого продукта, а на развитие бизнеса, поиск новых перспективных маркетинговых решений и расширении рынка сбыта. 

Такая бизнес-модель достаточно распространена. Ее используют и отдельные медийные личности, и небольшие компании, и бренды с мировым именем: 

  • продукцию под брендами Apple и Microsoft изготавливают сторонние компании в Тайване и Сингапуре;

  • у Nike нет ни одного предприятия — весь производственный цикл осуществляют азиатские производители;

  • контрактное производство одежды под собственным брендом использует H&M — модели для бренда шьют на 800 фабриках в Бангладеш, Турции и Камбодже, бренд контролирует только дизайн и логистику;

  • аккумуляторы для Tesla делает Panasonic, а сборку некоторых моделей бренд доверяет австрийской компании Magna Steyr;

  • мебель IKEA создают на предприятиях в Польше, Китае и Вьетнаме;

  • используют контрактное производство и такие бренды, как L’Oréal, Starbucks, Pfizer, а также многие другие.

Виды контрактного производства

Роли заказчика и подрядчика при контрактном производстве могут распределяться по-разному:

  • Выбирая вариант полного цикла, бренд перекладывает ответственность на партнера за все этапы производства — от разработки идеи продукта, например, рецептуры БАД или дизайна товара до создания упаковки и логистики. В компетенцию заказчика в этом случае входит лишь вывод товара на рынок и его реализация. 

  • При выборе частичного цикла заказчик самостоятельно контролирует часть процессов, например, создает дизайн, разрабатывает фирменную упаковку, контролирует логистику. В этом случае подрядчик чаще всего отвечает непосредственно за процесс производства и сборки товара. 

Нередко возникает вопрос: кого указывать производителем при контрактном производстве? Какой бы вид такого сотрудничества ни выбрал бренд, исполнителем указывается компания-подрядчик, а вот права собственности распределяются по-разному — в зависимости от типа этой бизнес-модели. 

Какие плюсы и минусы у контрактного производства?

Бренд, который выбирает такую форму сотрудничества с производителем товара, получает немало преимуществ:

  • Снижение капитальных затрат — главный плюс. Заказчику не нужно инвестировать средства в создание собственных предприятий, закупку дорогостоящего оборудования, его обслуживание и ремонт, обучение и материальное поощрение сотрудников, занятых на производстве. Оплату электро- и водоснабжения, утилизацию отходов, а зачастую и логистику также берет на себя исполнитель. Согласно исследованиям, при контрактном производстве себестоимость продукции для средних компаний снижается на 15-25%. 

  • Бренд получает доступ к передовым технологическим и научным разработкам, которые использует производитель. Например, Tesla благодаря партнерству с Foxconn для производства деталей Cyber Truck использует литейные машины IDRA. Внедрять их самостоятельно было бы слишком дорого даже для такой крупной компании. 

  • Заказчик получает возможность сосредоточиться на других ключевых вопросах — например, маркетинге и дизайне. Это позволяет в результате увеличить выручку от реализации продукта. 

  • При контрактном производстве бизнес легко масштабировать: увеличить объем партий, если спрос на товар вырос, быстро протестировать новые виды продукции. Если бренд выпускает сезонные товары, то при использовании КП он избежит потерь из-за простоя оборудования. 

Конечно, у контрактного производства есть и минусы. В первую очередь они обусловлены тем, что заказчик зависит от партнера-производителя. В связи с этим:

  • бренду может быть сложно контролировать качество конечного продукта;

  • сроки выполнения заказа могут сорваться по вине подрядчика.

На этих и других рисках контрактного производства остановимся подробнее. 

Какие есть риски при контрактном производстве?

Утечка интеллектуальной собственности

С этим может столкнуться заказчик, выбрав недобросовестного партнера. Ведь исполнитель получает доступ к патентам, чертежам, рецептурам, дизайну продукции. Так, в 2023 г. у известного китайского производителя электронных гаджетов Xiaomi фабрика-производитель украла чертежи смартфонов, а затем выпустила модель-клон, но уже под собственным брендом.

Чтобы обезопасить себя, при подписании договора контрактного производства между партнерами заключается NDA(соглашение о неразглашении). При сложном производственном процессе можно также поручить выполнение разных этапов создания продукта разным подрядчикам. 

Контроль качества продукции

Заказчику довольно сложно тщательно контролировать качество товара, так как практически весь процесс его создания находится в компетенции подрядчика. Кроме того, технологии и сырье, которые использует исполнитель, могут не соответствовать заявленным требованиям. Например, в 2022 году компания Tesla была вынуждена отозвать 12 тыс. автомобилей, так как в них были установлены аккумуляторы производства Panasonic, не соответствующие стандартам. 

Чтобы избежать подобной ситуации, бренд может привлечь собственных специалистов, которые будут проводить аудит производства и контролировать каждый его этап. 

Еще один способ удостовериться в качестве продукта — договориться с подрядчиком о выпуске пробной партии. Если речь идет о производстве штучных товаров — одежды, техники, мебели и пр. — контролировать соответствие товара техническому заданию поможет также создание эталонного образца.

Соблюдение сроков поставок

От надежности подрядчика зависит, будет ли он соблюдать сроки поставок продукции. Перед началом сотрудничества важно собрать сведения о будущем партнере, его опыте работы, а также изучить отзывы его прошлых клиентов. Однако срыв сроков может произойти и по независящим от исполнителя причинам — из-за введения новых санкций, стихийного бедствия. 

Так, в 2024 году в Мьянме по политическим причинам была закрыта фабрика, на которой отшивали заказы для H&M. В результате бренд одежды понес убытки в 300 млн долларов. Чтобы избежать срыва сроков и связанных с этим потерь, заказчику стоит иметь несколько «запасных вариантов», т.е. компаний, которые смогут быстро включиться в процесс производства продукта. 

Проблемы с логистикой 

Даже если тщательно выстроить систему логистики, все обстоятельства предусмотреть невозможно. Например, из-за пандемии COVID в 2019 году сроки поставки комплектующих для компании Apple от фабрик-производителей увеличились с 30 до 120 дней. Для российских брендов, работающих с зарубежными партнерами, логистические проблемы стали также актуальны из-за введенных санкций. 

Чтобы минимизировать логистические риски, лучше выбрать подрядчика, производственные мощности которого расположены территориально близко. 

Несоответствие качества товаров нормам страны-импортера

Если бренд планирует реализовывать продукцию за границей, необходимо тщательно проверять товар на соответствие нормам и регламентам, установленным там. В противном случае можно оказаться в такой же ситуации, как производитель БАДов Nature’s Bounty. Из-за расхождений в маркировке была забракована партия продукции компании, предназначенная для европейского рынка. 

Такой проблемы не возникнет, если заказчик привлечет юристов из страны-импортера или вовсе решит не выходить на зарубежный рынок. Подробнее разобраться в особенностях контрактного производства БАДов в России и за рубежом, а также в требованиях к сертификации этой продукции в разных странах поможет эта статья.

Чтобы снизить финансовые риски, стоит учесть при составлении контракта возможность возникновения форс-мажоров, например, увеличения таможенных пошлин, необходимость модернизации или ремонта оборудования подрядчика. 

Таким образом, значительно снизить риски при заключении контракта на производства можно, если:

  • найти партнера с богатым опытом производства в выбранной нише, располагающего необходимыми производственными мощностями, владеющего современными технологиями и имеющего надежную базу поставщиков качественного сырья;

  • выбрать подрядчика, территориально расположенного в стране, где планируется реализовывать продукцию, а также соблюдающего при производстве стандарты, принятые на зарубежном рынке. 

  • внедрить контроль качества продукции на всех этапах производства;

  • внимательно и вдумчиво составить производственный контракт, в котором по возможности предусмотрены все детали и нюансы сотрудничества. 

Так, для контрактного производства витаминов и БАДов уже более 200 российских брендов выбрали в качестве исполнителя компанию Endorphin, которая: 

  • находится на территории РФ;

  • работает на рынке производства биодобавок более 10 лет;

  • выпускает более 190 видов продукции по собственной рецептуре, а также разрабатывает уникальные составы по техническому заданию заказчика;

  • берет на себя полный цикл производства от закупки сырья и экспертизы качества компонентов до помощи в прохождении государственной регистрации и логистики;

  • строго контролирует качество продукции на всех этапах производства. 



Как себя обезопасить с юридической точки зрения при контрактном производстве?

Конечно, предусмотреть абсолютно все при заключении контракта невозможно, но если знать, как правильно оформить контрактное производство, можно свести риски к минимуму. Поможет в этом следующий ряд шагов.

Детальная проработка договора

Заключая договор на контрактное производство продукции под товарным знаком заказчика, следует четко указать, что необходимо изготавливать, детально прописать требования к продукции. К документу необходимо приложить подробное техническое задание, спецификации, при необходимости — чертежи. 

Чтобы избежать утечки интеллектуальной собственности, специалисты рекомендуют подробно перечислить, что является коммерческой тайной и не подлежит разглашению. Это может быть рецептура продукта, технологии, клиентская база заказчика и пр. Указывается также срок сохранения коммерческой тайны. Кроме того, должно быть оговорено также, кому принадлежат права на товарный знак, маркировку продукции, бренд, дизайн, патенты. 

Четко указанные санкции за срыв сроков производства и брак, определение зоны ответственности каждой из сторон при рекламациях также позволят свести к минимуму риски и возможные разногласия. 

Кроме того, необходимо обозначить условия, при которых заказчик может расторгнуть договор в случае системных нарушений со стороны исполнителя, а также указать, в каком суде будут рассматриваться возможные споры. 

Выбор подрядчика

При выборе подрядчика стоит внимательно изучить не только историю компании и отзывы прошлых клиентов. Полезно также запросить копии лицензий, сертификаты, а также проверить финансовую отчетность будущего партнера и наличие или отсутствие судебных споров с его участием. 

Будет плюсом, если заказчик сможет лично посетить производство в сопровождении независимых опытных консультантов и убедиться, что мощности оборудования хватит для выполнения обязательств по объемам и качеству. 

Защита от финансовых рисков

Лучше разбить платежи исполнителю на несколько этапов. Например, авансовый платеж может составлять 20% от оговоренной суммы, 70% — постоплата, а финальный расчет после приемки — 10%. Таким образом заказчик обезопасит себя от финансовых потерь, а у подрядчика будет дополнительный стимул соблюдать сроки. 

Минимизировать финансовые риски также поможет страхование на случай порчи сырья, ненадлежащего качества конечного продукта или возникновения простоя в поставках по вине подрядчика. 

Договор на контрактное производство должен содержать конкретные цифры, сроки, стандарты, чтобы не допустить возможных разночтений, а также предусматривать сценарии действий заказчика, если при взаимодействии с исполнителем «что-то пойдет не так». 

Как начать контрактное производство БАДов в России без риска

Рынок БАДов и витаминов сейчас активно развивается, появляется спрос на новые виды продукции, при этом к ее качеству предъявляются строгие требования. Здесь мы подробно рассказали о том, какие биодобавки наиболее популярны сейчас в России. 

Если предприниматель выбирает это направление бизнеса, ему особенно важно выбрать для заказа контрактного производства надежного партнера, который не только способен выполнить все обязательства перед заказчиком, но и обеспечить в перспективе развитие бизнеса.

Обзор российских производителей БАДов мы сделали в этой статье. Одним из надежных партнеров-изготовителей биодобавок и спортивного питания станет компания Endorphin, которая уже успешно сотрудничает с более чем 200 российскими брендами. Производитель предлагает партнерам выпуск: 

  • специализированных БАДов;

  • витаминных комплексов;

  • функциональных добавок;

  • протеинов;

  • спортивного питания. 

Заказчик может выбрать готовую рецептуру из более чем 190 готовых вариантов или составить ТЗ на разработку уникального состава.

Endorphin готов взять на себя полный цикл по производству продукции: 

  • создание уникальной рецептуры или доработку имеющейся формулы;

  • своевременные поставки качественного сырья от проверенных российских и зарубежных партнеров;

  • производство как больших, так и малых, тестовых партий товара (от 400 упаковок);

  • лабораторный контроль качества на каждом этапе производства;

  • поставки готовой продукции на склад заказчика.

Даже если бренд создан недавно, партнерство с Endorphin поможет ему выйти на рынок, избежав распространенных ошибок и рисков. Специалисты компании окажут необходимую поддержку:

  • разработают фирменную этикетку для товара, посоветуют наиболее удобную и актуальную форму выпуска и упаковки;

  • помогут определиться с сегментом продукции: рассчитают возможную прибыль для среднего и премиум-сегмента;

  • в течение 30 дней подготовят нормативную, техническую и разрешительную документацию;

  • помогут с регистрацией товарного знака.

При этом от заказчика не потребуется огромных финансовых вложений, как при открытии собственного производства. Первый заказ обойдется в сумму от 200 тыс. рублей. 

Подробнее узнать об условиях сотрудничества с Endorphin можно на бесплатной консультации. Чтобы записаться на онлайн-встречу, переходите на сайт.
Хотите узнать точную стоимость производства добавки?
Оставьте заявку — мы подготовим индивидуальный расчёт и свяжемся в ближайшее время.
Приезжайте – покажем производство, ответим на все вопросы.
Читать также
Биотин: витамин В7 для красоты волос, снижения веса и не только
Биотин: витамин В7 для красоты волос, снижения веса и не только
Как сегментировать целевую аудиторию B2B: методы и примеры
Как сегментировать целевую аудиторию B2B: методы и примеры
Этот сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на их использование. Подробнее о файлах cookie и настройках вы можете узнать в нашей политике конфиденциальности.