В условиях рыночной экономики и производителям, и потребителям необходима четкая система, которая обеспечит прозрачность и безопасность сделок. Одним из элементов такой сложной и многогранной системы стал поэкземплярный учет и вывод товаров из оборота.
Поэкземплярный учет (ПЭУ) — механизм контроля, который позволяет четко отследить движение каждой единицы товара в рыночном поле. Осуществляется этот механизм при помощи цифровой маркировки продукции уникальными кодами Data Matrix в системе «Честный знак».
Введение поэкземплярного учета позволяет:
-
лучше контролировать движение каждой единицы товара на любом этапе — от производства до вывода из оборота после получения продукта конечным потребителем;
-
бороться с фальсификациями и поделками;
-
упростить процессы контроля сроков поставок и качества продукции;
-
автоматизировать отчетность и аналитику;
-
повысить доверие потребителей к продукции брендов;
-
сделать рыночные отношения в целом более прозрачными, безопасными и эффективными.
Что же нужно знать о поэкземплярном учете в 2025 году? Остановимся на этом подробнее.
Какие изменения ждет рынок маркируемых товаров?
Переход на поэкземплярный учет товаров требует от производителей серьезной перестройки бизнес-процессов. Чтобы сделать его более плавным, в 2022 году в рамках системы «Честный знак» начал вводиться объемно-сортовой учет (ОСУ) для разных категорий продукции. Производители в таких нишах, как БАДы и антисептики, используют ОСУ с 1 мая 2024 года.
В рамках этой системы производители должны вносить данные в систему маркировки, используя электронный документооборот (ЭДО). Контрагентам, реализующим товар, направляется универсальный передаточный документ (УПД), который заменяет сразу несколько первичных документов бухгалтерского учета:
-
счет-фактуру;
-
акт о приемке выполненных работ;
-
товарную накладную (ТОРГ-12);
-
акт передачи или другой первичный документ, который подтверждает передачу товаров или оказание услуг. В зависимости от ситуации, УПД может заменить и другие первичные документы.
В системе ОСУ в универсальном передаточном документе указывается GTIN (универсальный код товара) и количество единиц продукции. Однако при переходе на ПЭУ в УПД производитель при отгрузке должен будет указать коды маркировки не на партию продукта, а на каждую его единицу. Контрагент же, в свою очередь, при приемке товара обязан будет сверить коды, указанные в УПД и на маркировке.
Вот как реализуется процесс поэкземплярного учета:
-
На каждую упаковку единицы продукта производитель наносит уникальный код маркировки.
-
При любом перемещении товара принимающая сторона сканирует эти коды и заносит полученные сведения в систему учета.
-
В системе учета легко отслеживается весь путь товара от производства до конечного потребителя.
-
Система автоматически формирует аналитику, которую можно использовать при анализе бизнес-процессов.
Для разных категорий товаров сроки введения поэкземплярного учета различны:
Категория товара |
Срок введения ПЭУ |
Категория товара |
Срок введения ПЭУ |
Антисептики |
01.03.2024 |
Медицинские изделия |
01.09.2025 |
Кресла-коляски |
01.09.2024 |
БАДы |
01.09.2025 |
Бутилированная вода |
01.03.2025 |
Безалкогольные напитки |
01.03.2025 |
Молочная продукция |
01.09.2025 |
Икра |
01.06.2025 |
Какая разница между объемно-сортовым и поэкземплярным учетом?
Хотя объемно-сортовой учет товаров и является промежуточным инструментом, призванным упростить переход производителей к поэкземплярному учёту, различия между этими двумя системами весьма существенны.
При объемно-сортовом учете в систему заносится общее количество маркированных единиц продукции одной категории, при этом каждый отдельный товар не маркируется. Бумажные документы полностью заменяются УПД, который передается в системе ЭДО.
При поэкземплярном учете БАД и другой продукции каждая единица маркируется отдельно. Это обеспечивает максимальную прозрачность процесса, так как такой подход позволяет отследить движение каждого товара.
Рассмотрим подробнее изменения, которые ждут производителей и продавцов при переходе на ПОУ.
Изменения в логистике
Ранее производители могли отправлять на одной машине товар разным контрагентам. Оставалась такая возможность и при работе в системе объемно-сортового учета. Однако при переходе на поэкземплярный вариант сделать это будет сложнее из-за необходимости учитывать, какие именно позиции предназначены тому или иному получателю.
Если УПД создается заранее, на складе производителя формируют партии отдельно для каждого контрагента, при этом работники склада должны найти товары с кодами, указанными в УПД, а это может занять много времени. Другая проблема — недогруз транспорта до 50%, если получателям необходимо доставлять продукцию небольшими партиями. В результате логистические затраты возрастают.
Чтобы решить проблему, можно использовать один из двух подходов: вэнселлинг или агрегацию кодов.
Вэнселлинг
Это такая схема работы, при которой УПД сразу не заполняется полностью. Менеджер создает в программе ЭДО шаблон, который водитель заполняет для каждого контрагента в мобильном приложении, установленном на терминале сбора данных. В этом случае работникам склада не придется подбирать товар по кодам для конкретного контрагента. Водитель самостоятельно сканирует каждую маркировку, заносит сведения в шаблоны УПД.
Получатели сканируют коды и принимают товар. Загрузка при таком подходе будет проходить быстрее, расходы на логистику сокращаются, однако на водителя ложатся дополнительные обязанности. Он должен самостоятельно сортировать единицы продукции по кодам и заполнять УПД. При этом важно не перепутать упаковки для разных продавцов. В противном случае коды, принятые по УПД, и фактические будут различаться, поэтому система «Честный знак» заблокирует попытку пробить чек на кассе. Использовать вэнселлинг не всегда удобно, а иногда просто невозможно.
Если объемы велики, венселлинг не подойдет — ведь в этом случае придется сканировать коды маркировки на сотнях или тысячах единицах товара. Кроме того, крупные торговые сети требуют поступления электронного УПД до того, как продукция будет доставлена на склад.
Агрегация
Чтобы ускорить загрузку транспорта, приемку и учет товаров, используют агрегацию, которая предполагает маркировку транспортных упаковок.
На крупных производственных предприятиях агрегацию проводят автоматически. Непосредственно на производственной линии генерируются транспортные коды. Автоматизированная система проверяет маркировку каждого отдельного товара в упаковке, а затем создает код, печатает его и наклеивает этикетку. Единицы продукции укомплектовываются в транспортную упаковку (короба, паллеты). Когда программа набирает достаточное количество кодов для комплектации упаковки, она печатает транспортную этикетку с агрегированным кодом, в котором зашифрованы коды товаров, находящихся в таре.
На небольших производствах агрегацию производят на складе вручную с помощью ТДС. Для малых партий используют 2D сканеры штрих-кодов. Транспортные этикетки печатают заранее. Работники на складе сканируют транспортную упаковку, а затем подбирают к ней позиции с подходящими кодами.
Что такое поэкземплярный вывод из оборота и зачем он нужен?
Помимо маркировки каждой единицы продукции, «Честный знак» предусматривает также поэкземплярный вывод из оборота. В системе должна быть отражена информация не только о маркировке каждого товара, но и о причине его вывода из оборота. Это может быть:
-
продажа;
-
утилизация;
-
возврат;
-
выбраковка.
На основе этих данных система «Честный знак» формирует отчеты, доступные всем участникам цепочки поставок.
Как и поэкземплярная маркировка, вывод из оборота каждой единицы продукции обязателен, так как без этой процедуры продукт будет считаться находящимся в обороте, что грозит штрафными санкциями.
Поэкземплярный вывод товаров из оборота позволяет:
-
лучше контролировать движение товара на протяжении всей цепочки продаж, тем самым предотвращая нелегальный оборот продукции и появление подделок;
-
снизить риск для конечного потребителя получить некачественный или просроченный продукт;
-
сделать информацию о товарах доступной для всех участников цепочки продаж, что делает рынок более прозрачным;
-
автоматизировать отчетность и тем самым освободить участников процесса от части рутинной административной работы.
Система поэкземплярного вывода товаров из оборота также вводится в разные сроки для различных категорий продукции. Для некоторых она уже обязательна:
-
с 1 марта 2024 года она действует для БАДов и антисептиков;
-
с 1 июня 2024 года — для пива;
-
с 1 сентября 2024 года — для кресел-колясок и медицинских изделий;
-
с 1 апреля 2025 года — для икры.
В дальнейшем требование поэкземплярного вывода из оборота будет распространяться и на другие группы товаров.
Почему нельзя уклоняться от маркировки товаров?
Законом не предусмотрены какие-либо меры наказания, если компания не перейдет на поэкземплярный учет. А вот если не передать сведения о каждом товаре в систему «Честный знак», штрафа не избежать. Он составит:
-
для должностных лиц — от 1 до 10 тыс. рублей;
-
для юридических лиц — от 50 до 100 тыс. рублей.
Но если у каждой единицы продукции нет индивидуального кода или он не указан в универсальном передаточном документе, данные в систему не поступят.
Сведения должны быть внесены в систему не позднее, чем через три дня после передачи продукции контрагенту, продажи или списания. В противном случае предусмотрены аналогичные штрафы.
Продавцы также не смогут торговать немаркированными товарами, если они относятся к одной из категорий, подлежащих поштучному учету. За нарушение продавцу грозит штраф от 5 тыс. до 1 млн рублей в зависимости от проданного объема, а при продаже особо крупной оптовой партии — лишение свободы сроком до 5 лет. Таким образом, обойтись без поэкземплярной маркировки не получится.
Заказывая контрактное производство БАДов в Endorphin, можно не беспокоиться не только о качестве продукции, но и о ее маркировке. В компании строго следят за соблюдением норм производства, сертификации и учета продукции в соответствии с действующим законодательством. Подробнее узнать об условиях сотрудничества можно, записавшись на бесплатную онлайн-консультацию на сайте.